В соответствии с ч. 4.1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Реализация указанного требования закона предполагает следующее.
1. Получение информации.
В органе власти может появиться информация о несоблюдении государственным (муниципальным) служащим иного органа власти (федерального, регионального уровня либо органа местного самоуправления) обязанностей, ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, а также требования о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов (1).
Норма закона не распространяется на случаи выявления коррупционного правонарушения органом власти в отношении своего служащего.
Информации о коррупционных проявлениях служащих других органов власти может стать известной при любых обстоятельствах выполнения органом власти своих функций:
- рассмотрении обращений граждан и организаций;
- проведении проверок;
- предоставлении муниципальных услуг;
- участии в судебных заседаниях;
- исполнении разрешительных функций;
- заключении и исполнении государственных (муниципальных контрактов) и др.
Например, при проведении проверочных мероприятий выявлен факт осуществления служащим предпринимательской деятельности, либо установлено наличие близкого родства или свойства с подчинённым (подконтрольным) лицом, получение подарка в связи с исполнением должностных обязанностей.
2. Подготовка информации.
Законодательством не предусмотрена структура направляемой информации. В связи с этим в ней следует указать известные персональные данные служащего, место прохождения им службы, его должность, сведения о фактах, свидетельствующих о нарушении служащим антикоррупционных требований. К информации необходимо прилагать подтверждающие изложенные сведения документы и материалы, в том числе аудио-видео записи (при наличии).
Не допускается направление информации, содержащей предположительный, клеветнический характер, за что предусмотрены различные виды юридической ответственности.
3. Направление информации.
Информация о коррупционных проявлениях служащего направляется в подразделения кадровых служб федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), в котором проходит службу государственный (муниципальный) служащий, допустивший нарушение антикоррупционных требований.
Направление информации в адрес руководителя органа власти также допускается.
(1) См. ст. 15, 16, 17, 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 12, 13, 14, 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Прокуратура Республики Татарстан,
отдел по надзору за исполнением законодательства
о противодействии коррупции