Выявление, преодоление и урегулирование конфликта интересов на государственной службе

19 мая 2023 г., пятница

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Что представляет собой конфликт интересов?

Это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)  должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, – одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан – это связанность с работником какими-либо близкими отношениями.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т. д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

- самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

- давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведём несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

- конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего;

- конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

- конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определённых служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершённых в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения ещё не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов – важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

Как должен предотвращаться конфликт интересов?

Служащий должен принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

Что должен сделать работодатель?

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путём отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие государственным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие нарушения являются наиболее распространёнными?

- выполнение отдельных функций государственного управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

- нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

- участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

- заключение государственных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

- предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

- владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Список литературы:

1. Е.В. Шестакова, кандидат юридических наук. Борьба с коррупцией в госорганах и коммерческих организациях.

2. Прокурор разъясняет. Ссылка:  https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_08/activity/legal-education/explain?item=61238170

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International