АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Коррупция проявляется в виде получения денег, иного вознаграждения за заключение контрактов, нарушение процедуры заключения контракта в интересах взяткодателя, оказание поддержки, использование государственных средств в личных или корпоративных целях и др. Отметим, не всегда коррупция – это получение денежных средств.
Коррупционные преступления имеют место быть и в предоставлении (необоснованных) мер, льготы, преференции, лояльность государственных служащих по отношению к партиям, родственникам, знакомым и т. п. Так, под должностным лицом КоАП РФ понимает лиц, которые в соответствии со специальными полномочиями осуществляют функции представителя власти, они наделены в соответствии с законом распорядительными полномочиями. Особо отмечается, что наделены полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости. Помимо этого, это и лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Следует отметить проблемы, связанные с правонарушениями, которые создают условия для проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.
Каркасом противодействию коррупции в России стали Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Национальный план противодействия коррупции. В настоящее время приняты и действуют федеральные законы: Федеральный закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями и др.
В международном праве содержится определение коррупции и субъекты правонарушений, связанных с коррупцией. Так, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, которая была принята 4 ноября 1999 г. даёт следующее определение: «коррупция» – значит просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки, обещание.
Коррупция определяется как «подкуп (взятка), любое иное поведение в отношении лиц, наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц».
Статья 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией (1999 г.) рассматривает коррупцию тождественно понятию «коррупционные правонарушения», как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами.
Содержание коррупции выражаются в формах его существования. Коррупция связана с различными формами злоупотребления властью на всех уровнях: это и предоставление преференций, и создание преимуществ при предоставлении госуслуг и др.
Не секрет, что формы коррупции в системе госслужбы различных стран являются похожими – это семейственность при устройстве на работу, это и получение награды за выгодные контракты (даже осуществляя закупки, проводя аукционы и конкурсы), это и установление платы за услуги, хотя они входят в служебные обязанности госслужащего и т. д.
В соответствии с Международной конвенцией против коррупции от 29 марта 1996 г., различают такие формы коррупции:
- вымогательство в виде подарка, услуги, обещания в обмен на любое действие или бездействие при исполнении государственных обязанностей;
- любые действия или несовершение действий в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица;
- мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения указанных действий;
- ненадлежащие использование информации, которую получили в процессе выполнения обязанностей государственной службы;
- направление имущества, денежных средств, ценных бумаг, незаконно полученных, с целью хранения, распоряжения.
Каким образом бороться с коррупцией?
Необходимо в организации внедрять Меры по профилактике коррупции (ст. 6 ФЗ № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (ред. от 31 июля 2020 г.) «О противодействии коррупции»).
Профилактика коррупции осуществляется путём применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Список литературы:
- Е.В. Шестакова, кандидат юридических наук. «Борьба с коррупцией в госорганах и коммерческих организациях».
https://gsn.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3400400.pdf