Согласно ч. 39 ст.1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006г. «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Инспекция осуществляет государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции (если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности) объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 ГрК РФ, либо является типовой проектной документацией, с даты получения им в соответствии с ч.5 ст.52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ.
Согласно ч.2 ст.49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Следовательно, в отношении данных объектов государственный строительный надзор не осуществляется.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в ГрК РФ внесены изменения, согласно которым органы государственного надзора могут проводить проверки объектов не указанных в ч.1 ст.54 ГрК РФ по основаниям, указанным в ч.1.1 ст.54 ГрК РФ. Согласно ч.8 ст.54 ГрК РФ порядок организации и осуществления таких проверок утверждается Правительством РФ.
Так как порядок организации и осуществления таких проверок не утвержден, а также не утверждена форма уведомления органов местного самоуправления о результатах проведенных проверок, проведение проверок не представляется возможным.
Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.