Антикоррупционный словарь на букву "С"

29 мая 2018 г., вторник
  • «СЕРЕБРЯНЫЕ ВОРОТНИЧКИ» - лица, занимающие государственные должности, руководители коммерческих организаций среднего звена, представители кредитно-финансовой и банковской системы, совершающие экономические и служебные коррупционные преступления, связанные с их профессиональной деятельностью.
  • СИГНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ - внешние признаки коррупции, проявляющиеся в деятельности должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления. Вот только наиболее распространенные и идентифицированные виды сигнальных индикаторов, выделяемые А.И. Мизерием: а) режим наибольшего благоприятствования при оформлении документов или рассмотрении проекта определенного заявителя, участника конкурса; б) неоднократная победа в конкурсах одной и той же организации либо предпринимателя; в) работа по различным проектам только с одной и той же организацией на протяжении продолжительного времени; г} заключение долгосрочных договоров аренды, поставок продукции на заведомо невыгодных для государства и его органов условиях; д} заключение договоров без предусмотрения в них штрафных или иных гражданско-правовых санкций и заведомое неприменение последних в случаях нарушения договорных обязательств; е) большое количество искажений в экономических расчетах в пользу конкретной организации или лица при подготовке проектов предложений для подрядов, составлении смет и т.п.; ж) отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти; з) последующее за проведением тендера снижение расчетных сумм по сравнению с первоначально заявленными.
  • СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - совокупность объединенных единой целью государственных, международных, региональных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности по предупреждению коррупционной преступности.
  • СЛУЖЕБНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО - хищение должностным лицом чужого имущества с использованием служебного положения.
  • СЛУЖЕБНО-КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП - по мнению А.А. Эксановой, получение служащим коммерческой или иной организации, не являющимся лицом, выполняющим управленческие функции, но присвоившим полномочия такого лица, незаконного вознаграждения за совершение действия (бездействие) в пользу давшего вознаграждение, если такие действия (бездействие) входили в круг служебных полномочий соответствующего лица, выполняющего управленческие функции, либо это лицо в силу своего служебного поло-женин могло способствовать таким действиям (бездействию).
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ - преступление, предусмотренное статьей 292 УК РФ, проявляющееся в виде внесения должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ - внесение в официальный документ фиктивных, не соответствующих действительности, данных. При этом сам документ содержит (сохраняет) признаки и реквизиты настоящего.
  • СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ МАТЕРИАЛЬНЫЙ - внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими.
  • СОБЛЮДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - форма реализации антикоррупционного законодательства, которая требует воздержания от запрещенных этим законодательством действий.
  • СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ - совещательный орган при Президенте Российской Федерации, образованный 24 ноября 2003 года, в целях содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в сфере противодействия коррупции. Упразднен Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 129.
  • СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития и практической подготовки лица, обучающегося антикоррупционной деятельности.
  • СОЗДАНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ СИТУАЦИИ - ситуация, когда предприниматель или иное лицо вынуждены идти на дачу взятки, а также любые способы воздействия на волю вышеуказанных лиц, рождающие в них решимость совершить это деяние и уверенность в том, что должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления, получив взятку (либо обещание передачи ему взятки в будущем), совершит определенное действие либо воздержится от его совершения (например, не станет приостанавливать деятельность экологически вредного производства на предприятии).
  • СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - криминологическая (количественно-качественная) характеристика коррупционной преступности в конкретно взятом государстве или регионе за конкретный период времени, определяющаяся следующими взаимообусловленными факторами: а) числом совершенных коррупционных преступлений и числом преступников, осужденных или привлеченных к уголовной ответственности за их совершение; б) числом зарегистрированных (попавших в поле зрения официальной статистики) коррупционных преступлений; в} характером структуры коррупционной преступности; г) интенсивностью коррупционной преступности; д) уровнем или коэффициентом коррупционной преступности; е) наличием латентной коррупционной преступности; ж} последствиями или «ценой» коррупционной преступности для общества и государства.
  • СОЦИАЛЬНО-НЕЙТРАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ - признаки коррупционного поведения должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления. Вот только некоторые из них, указанные А.И. Мизерием: а) приватные длительные переговоры с предпринимателями («просителями»); 6) необоснованное резкое изменение материального благосостояния; в) отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях; г) «подбрасывание» после работы домой транспортом сторонних лиц; д) неожиданный интерес к работе других служб и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешательство в работу других служащих); е) открытая передача дорогостоящих подарков; ж) неожиданная смена точки зрения на рассматриваемый вопрос; з) обособление, замкнутость; и) ведение так называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы - изящный франт, посещающий казино, рестораны и другие увеселительные места).
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ - реальный вред от коррупции, причиняемый социальным, политическим, международным, экономическим отношениям в государстве и обществе. Как правило, это экономические, международные, политические потери и издержки, вызванные существованием и распространением коррупции.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ - реальный вред, причиняемый коррупцией общественным интересам, выражающийся в совокупности причинно связанных с коррупционным поведением прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных негативных изменений, которым подвергаются социальные ценности, а также совокупность экономических и иных издержек общества, связанных с противодействием коррупции.
  • СОЦИОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ- часть социологии девиантного (отклоняющегося) поведения, предметом изучения которой является коррупция, ее причины (факторы, детерминанты, условия), особенности личности коррупционного правонарушителя (девианта), а также реальные и потенциальные возможности государства и общества по социальному контролю данного явления.
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КОМИССИЯ - рекомендуемый международным сообществом орган, фиксирующий внимание на предотвращении коррупции, а также имеющий полномочия по ведению расследования фактов коррупции.
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - целенаправленная, системная, последовательная, необратимая деятельность государства и общества, осуществляемая специальными субъектами, по предупреждению коррупционной преступности.
  • СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - правовой и иной инструментарий, который употребляется субъектами предупреждения коррупционной преступности в целях ее эффективного сдерживания.
  • СТАДИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО АУДИТА - связанные между особой процедуры аудиторской проварки, состоящие из следующих эта-лов: планирование проверки, ее производство, составление документа (заключения, справки и т.п.) о состоянии и результатах антикоррупционной деятельности в организации, учреждении или отрасли.
  • СТРАТЕГИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - политико-правовой документ, утвержденный Указом Президента Республики Татарстан 8 апреля 2005 года УП-127, направленный на формирование и реализацию антикоррупционной политики Республики Татарстан на долгосрочную перспективу.
  • СТРУКТУРА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (направлений) антикоррупционной политики. Таковыми должны быть: а) формирование ее понятия, целей и принципов; б) установление приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции; в) определение субъектов реализации антикоррупционной политики; г) определение компетенции федеральных, региональных и местных органов власти, реализующих антикоррупционную политику; Д) формирование антикоррупционного сознания и мировоззрения в обществе; е) формирование правовых основ международного сотрудничества по реализации антикоррупционной политики.
  • СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПНИКА - условное разделение (группировка) свойств и отношений, характеризующих абстрактного коррупционного преступника, на демографические, социальные, правовые, психологические и иные значимые с криминологической точки зрения однородные группы свойств и отношений.
  • СТРУКТУРА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ - соотношение различных видов коррупционных преступлений в их общем числе, совершенных за определенный период времени на определенной территории.
  • СТРУКТУРА ОТЧЕТА (ДОКЛАДА) О СОСТОЯНИИ КОРРУПЦИИ И МЕРАХ БОРЬБЫ С НЕЙ - основные разделы документа, которые отражают реальное положение в сфере противодействия коррупции. Обязательные данные отчета (доклада) должны включать в себя как минимум два крупных раздела. В первом разделе анализируются закономерности развития коррупции, то есть интерпретируются ее качественные и количественные характеристики за конкретный промежуток времени. Во втором разделе анализируются показатели, характеризующие эффективность или неэффективность реализации антикоррупционной политики, а также предлагаются меры по повышению эффективности противодействия коррупции на ближайшую перспективу.
  • СТУКТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - совокупность взаимосвязанных структурных единиц (комиссий), созданных Республиканским советом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. В настоящее время в Совете имеются четыре комиссии - по антикоррупционным программам; по антикоррупционному мониторингу; по антикоррупционной пропаганде и антикоррупционному образованию; по антикоррупционной экспертизе.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ - органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, частные лица. Все субъекты антикоррупционной политики обычно подразделяют на специализированные и неспециализированные.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ - межгосударственные, государственные и муниципальные органы, негосударственные общественные организации, предприятия и/или учреждения, наделенные полномочиями по формированию и реализации антикоррупционной политики в пределах своей компетенции.
  • СУБЪЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ - международные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) органы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специально не занимаются формированием и реализацией антикоррупционной политики, но, выполняя свои функции, способствуют снижению коррупциогенности общества, государственных и муниципальных органов власти, коммерческих и иных организаций, предприятий и учреждений.
  • СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ - физические и юридические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно получающие такие выгоды.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International