Часто задаваемые вопросы

          

         Вопрос: Как узнать, состоит ли гражданин в реестре, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены ?

         Ответ: Данную информацию можно узнать в Сводном реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены, который ежемесячно обновляется и  опубликовывается на официальном сайте Инспекции (gsn.tatarstan.ru) в разделе /деятельность/государственный контроль (надзор)/государственный контроль (надзор) за долевым строительством)/сводный реестр граждан.

 

         Вопрос: Как попасть в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жилых домов и чьи права нарушены?

         Ответ: Включение граждан в Сводный реестр Инспекцией осуществляется на основании сведений, предоставляемых муниципальными образованиями Республики Татарстан, которым, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2007 года №66-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан государственными полномочиями Республики Татарстан по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов», переданы полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

         Критерии и порядок признания граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан определен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, и правил ведения реестра пострадавших граждан» (с изменениями и дополнениями).

         Таким образом, для признания гражданина пострадавшим необходимо обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого осуществляется строительство соответствующего многоквартирного жилого дома.

 

         Вопрос: Как узнать информацию о выданных заключениях о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета требуемых энергетических ресурсов?

         Ответ: Сведения о выданных заключениях о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета требуемых энергетических ресурсов ежеквартально опубликовываются на официальном сайте Инспекции (gsn.tatarstan.ru) в разделе /деятельность/полезная информация/журнал регистрации заключений о соответствии.

 

         Вопрос: Какие объекты подлежат государственному строительному надзору?

         Ответ: Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

 

         Вопрос: Куда обратиться, если застройщиком допущено нарушение законодательства об участии в долевом строительстве?

         Ответ: Необходимо обратиться в орган местного самоуправления,  на территории которого осуществляется строительство объекта долевого строительства. Например, если объект строится на территории г. Казани, необходимо обратиться в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.

 

        

         Вопрос: Начато новое строительство. Жители близлежащих домов не согласны с новым строительством.

         Ответ:  Предоставление земельных участков под строительство объекта капитального строительства, согласование объекта строительства и выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства не входит в полномочия органов государственного строительного надзора.

         В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», Административным  регламентом исполнения Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального строительного надзора в Республике Татарстан, утвержденным приказом Инспекции от 04.12.2013 № 94, постановлением Кабинета Министров РТ от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» Инспекция осуществляет региональный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства на территории Республики Татарстан.

         Предметом государственного строительного надзора является проверка:

         1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

         2) наличия разрешения на строительство;

         3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52  Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

         Вопрос: О выдаче архивных материалов, сформированных до 2006 года (разрешение на строительство, акт государственной приемочной комиссии).       

         Ответ:  В соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006№ 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», Административным  регламентом исполнения Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан государственной функции по осуществлению регионального строительного надзора в Республике Татарстан, утвержденным приказом Инспекции от 04.12.2013 № 94, постановлением Кабинета Министров РТ от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» Инспекция осуществляет региональный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства на территории Республики Татарстан.

         Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан преобразована из Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на основании Указа Президента Республики Татарстан от 28.11.2006 № УП-505 «Об Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан» и осуществляет свою деятельность как самостоятельный орган, подконтрольный Кабинету Министров Республики Татарстан, со дня утверждения Положения об инспекции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2007 № 622 «Вопросы Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан». Основной функцией Инспекции (государственной услугой) является выдача заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

       В ведомственном архиве Инспекции хранятся дела и документы, образующиеся в деятельности Инспекции, начиная с 2008 года.

        С 2001 до 2007 года осуществляла свою деятельность Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, которая выдавала разрешения на строительно-монтажные работы и бланки актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также участвовала в работе комиссии по приемке объектов. Оформленные акты приемки в эксплуатацию утверждались приказами (распоряжениями) органов местного самоуправления или самими застройщиками до 2006 года.

        До 2001 года Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК, ГАСН) работала в составе Госстроя ТАССР, Госкомархстроя ТССР (РТ).

        Сведениями о хранении документов до 2008 года Инспекция не располагает.

 

         Вопрос: На какие объекты капитального строительства не требуется разрешение на строительство?

Ответ: Согласно ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек;

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24.06.2011 № 1038-р ( в ред. от 10.12.2018) утвержден Перечень объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешений на строительство, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае строительства следующих объектов:

гараж, когда земельный участок для такого строительства расположен в составе земельного участка, предоставленного гаражно-строительному кооперативу;

строения и сооружения на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

газораспределительные сети, в том числе газорегуляторные пункты шкафного, блочного типов и оборудование электрохимической защиты, строительство и/или реконструкция которых предусматривается федеральными, республиканскими государственными программами с осуществлением технологического присоединения и/или реализацией инвестиционных программ, согласованных территориальными газораспределительными организациями Республики Татарстан, в том числе в зонах жилой застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными домами;

объекты электросетевого хозяйства, включая линии электропередач (ВЛ, КЛ), трансформаторные подстанции классом напряжения 0,4-20 кВ включительно в зонах жилой застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными домами, строительство и/или реконструкция которых предусматривается с осуществлением технологического присоединения и/или реализацией инвестиционной программы территориальной сетевой организации;

распределительные сети инженерной инфраструктуры, оборудование и сооружения, распределительные сети инженерной инфраструктуры, оборудование и сооружения, технологически связанные с ними, строительство и/или реконструкция которых предусматриваются федеральными и/или республиканскими и/или инвестиционными программами и/или осуществляются государственными казенными учреждениями в зонах жилой застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными домами, распределительные сети инженерной инфраструктуры, оборудование и сооружения, технологически связанные с ними, строительство и/или реконструкция которых осуществляются в рамках строительства метрополитена в г. Казани, а также распределительные сети инженерной инфраструктуры, оборудование и сооружения, технологически связанные с ними, строительство и/или реконструкция которых осуществляются в целях реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

тепловые сети подземной прокладки, оборудование и сооружения, технологически связанные с ними;

сети холодного водоснабжения, водоотведения подземной прокладки, оборудование и сооружения, технологически связанные с ними, строительство и (или) реконструкция которых предусматриваются федеральными и (или) республиканскими и (или) инвестиционными программами и (или) осуществляются в границах поселения, городского округа в целях реализации федеральных и республиканских программ;

антенно-мачтовые сооружения связи высотой до 50 метров включительно, за исключением сооружений связи, отнесенных законодательством к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

линейно-кабельные сооружения связи, за исключением сооружений связи, отнесенных законодательством к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, в том числе в случае их реконструкции;

автомобильные дороги, строительство и/или реконструкция которых предусматриваются федеральными и/или республиканскими программами и осуществляются государственными/муниципальными казенными учреждениями в зонах жилой застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными домами, строительство которых осуществляется в целях обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки на территориях, обеспеченных утвержденной документацией по планировке территории.

 

         Вопрос: В течение какого времени расматривается письменное обращение граждан?

         Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 указанного закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

 

         Вопрос: В отношении каких объектов капитального строительства не проводится экспертиза проектной документации?

         Ответ: Согластно ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ(далее – ГрК РФ) экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ.

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Согластно ч. 2.1 ст. 49 ГрК РФ в случае, если строительство, реконструкцию указанных в пунктах 2 – 6 ч.2 ст. 49 ГрК РФ объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Согластно ч. 2.2 ст. 49 ГрК РФ в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 ч. 2  ст. 49 ГрК РФ, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согластно ч.3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

        

Вопрос: Ведется несанкционированное строительство инженерных сооружений в теле автодороги (водопропускные трубы) в муниципальных районах.

Ответ: В границах муниципальных районов, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством объектов капитального строительства и соблюдением порядка размещения, а также надлежащей эксплуатацией данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому осуществление контроля и пресечение фактов самовольного строительства и эксплуатации непосредственно относится к полномочиям органа местного самоуправления как контролирующего органа за размещением объектов в границах муниципального района.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

Вопрос: О ведении самовольного строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории города Казани.

Ответ: Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября  2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч. 15 ст. 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 № 3-5, Исполнительный комитет города Казани осуществляет работу по пресечению фактов самовольного строительства, реконструкции, капитального ремонта на территории города Казани, принимает меры к нарушителям в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, в границах городского округа, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством объектов и соблюдением порядка размещения, а также надлежащей эксплуатацией данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому осуществление контроля и пресечение фактов самовольного строительства непосредственно относится к полномочиям органа местного самоуправления как контролирующего органа за размещением объектов в границах городского округа.

        

Вопрос: О проведении проверки и выявлении нарушений, которые образовались в ходе эксплуатации объектов капитального строительства (длительное время отсутствие воды в доме, течь балкона, плесень, образование трещин, ремонт лифта, затопление подвала).

Ответ: Инспекция, согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании п. 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, государственный строительный надзор осуществляется с момента поступления в государственный орган, осуществляющий такой надзор, извещения о начале строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с приложением документов, указанных в ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Из поступившего Вашего обращения следует, что многоквартирный жилой дом в настоящее время эксплуатируется.

Обязательства по устранению нарушений застройщиком перед жильцами многоквартирного жилого дома заложены в договоре купли-продажи квартир с указанием гарантийного срока. При неисполнении договорных обязательств со стороны застройщика, его бездействие вправе обжаловать в судебном порядке.

 

Вопрос: О проведении проверки и выявлении нарушений при строительстве (реконструкции) объектов, извещения о начале строительства (реконструкции) которых в Инспекцию не поступали.

Ответ: В соответствии с. п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из предметов государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

На основании п. 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, государственный строительный надзор осуществляется с момента поступления в государственный орган, осуществляющий такой надзор, извещения о начале строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с приложением документов, указанных в ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до выдачи заключения о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

На сегодняшний день извещение о начале строительства указанного объекта в Инспекцию не поступало, региональный государственный строительный надзор при строительстве данного объекта Инспекцией не осуществляется.

Согласно п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка объекта.

В то же время, согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года          № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Следовательно, в границах городского округа, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством объектов капитального строительства и соблюдением порядка размещения, а также надлежащей эксплуатацией данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому, осуществление контроля и пресечение фактов самовольного строительства непосредственно относится к полномочиям органа местного самоуправления, как контролирующего органа за размещением объектов в границах городского округа.

 

 

Вопрос: В какой срок должен быть уплачен административный штраф?

Ответ: Согласно части 1 ст. 32.2. КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

 

 Вопрос: Каковы сроки вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении?

Ответ: Как следует из норм ч. 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

 

Вопрос: Должен ли застройщик уведомить Инспекцию о завершении строительства, реконструкции?

Ответ: После фактического окончания строительства объекта, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта, а также после оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству объекта, а также применением строительных материалов (изделий), застройщик (технический заказчик) направляет на имя начальника Инспекции извещение об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

 

Вопрос: Как и когда проводится проверка законченного строительством объекта капитального строительства?

Ответ: Проверка законченного строительством объекта капитального строительства назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или технического заказчика об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Должностное лицо осуществляет выездную проверку законченного строительством объекта с учетом следующего:

а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование и примененные строительные материалы (изделия);

б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

Ответственный исполнитель по результатам проверки законченного строительством объекта оформляет результаты проверки

В случае выявления нарушений обязательных требований при проведении проверки, ответственный исполнитель:

- фиксирует все нарушения в акте проверки;

- составляет и выдает застройщику или техническому заказчику предписание об устранении нарушений

- осуществляет проверку факта устранения выявленных нарушений обязательных требований.

Акт проверки законченного строительством объекта с выявленными нарушениями, в случае обращения застройщика или технического заказчика за выдачей Заключения о соответствии, является основанием для принятия решения об отказе в выдаче Заключения о соответствии.

Акт проверки законченного строительством объекта, не содержащий замечаний, или акт об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проверки законченного строительством объекта, является основанием для обращения застройщика или технического заказчика за выдачей заключения о соответствии.

 

Вопрос: В каких случаях предусмотрено осуществление государственного строительного надзора на объектах культурного наследия?

Ответ: В связи с внесением изменений в пункт 2 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ) (далее – ГрК РФ) органами исполнительной власти уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор предусматривается ведение государственного строительного надзора при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

Обращаем внимание, что абз.2 п.1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» так же установлено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Согласно статьи 40 указанного закона, сохранение объекта культурного наследия  это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Обоснованное решение о влиянии видов работ на конструктивную надежность и безопасность объекта культурного наследия принимает государственный заказчик (застройщик, технический заказчик) по представлению проектной организации, осуществляющей подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которая в соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет ответственность за качество проектной документации, а также в соответствии со статьей 60 указанного кодекса несет ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков в работе по подготовке проектной документации.

До начала проектных работ проектная организация, которая имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в части разработки проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия, подготавливает Акт определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (далее - Акт).

В случае, если предполагаемые к проведению работы на объекте культурного наследия связаны с изменением его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры, то есть с изменением параметров объекта, его частей (площади, объема), а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, такие работы относятся к работам, затрагивающим конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом в акте указывается, что предполагаемые к проведению виды работ оказывают влияние на конструктивные и других характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия.

В таком случае подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а производственные работы проводятся с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подразумевает под собой получение градостроительного плана земельного участка, технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, осуществление государственного строительного надзора, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также наличие свидетельства о допуске к проведению указанных работ, выданного саморегулируемой организацией. Работы проводятся при условии обязательного соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Для осуществления Инспекцией ГСН РТ предоставленных полномочий в части осуществления государственного строительного надзора на объектах культурного наследия, заказчику предоставляется исходно-разрешительные документы, оформленные в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами с соблюдением требований ч. 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

 

Вопрос: На эксплуатируемом здании появились трещины, и существует риск обрушения. В связи с этим просим незамедлительно провести проверку. Какие меры предусмотрены действующим законодательством в данном случае?

Ответ: Согласно п.8 ч.3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

Согласно части 11 статьи 55.24 ГрК РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

Согласно статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

 

Вопрос: На первом этаже многоквартирного жилого дома ведутся строительно-монтажные работы в нежилых помещениях без разрешения на строительство (реконструкцию).

Ответ: В соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), постановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006г. «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Инспекция осуществляет государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 ГрК РФ с даты получения ей в соответствии с ч.5 ст.52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Проведение проверок объектов капитального строительства в соответствии со ст. 54 ГрК РФ до направления указанного извещения о начале работ выходит за рамки представленных Инспекции полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

Согласно п. 11 ст. 55.24  ГрК РФ, в случае поступления в орган местного самоуправления по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

Частью 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется. Одним из таких случаев является изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

 

Вопрос: Мой сосед строит индивидуальный жилой дом без разрешительных документов с нарушением требований  Градостроительного кодекса РФ.

Ответ: На основании п. 1.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ  при строительстве, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства выдача  разрешения на строительство с 4 августа 2018 года (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ) не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 51.1. ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве). 

Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 статья 54 ГрК РФ дополнена частями 1.1, 6.1, 6.2 в соответствии с которыми на органы государственного строительного надзора возложены дополнительные полномочия по осуществлению проверок объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 ГрК РФ, а также направление по результатам таких проверок в орган местного самоуправления уведомлений о выявлении самовольной постройки, с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Частью 8 статьи 54 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 340-ФЗ) предусмотрено, что Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.32 ГрК РФ форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В настоящее время указанные подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации норм федерального закона отсутствуют.

Соответственно, до принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, органы государственного строительного надзора не полномочны проводить проверки объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.

 

Вопрос: Я являюсь дольщиком сданного многоквартирного дома. При осмотре квартиры обнаружила многочисленные факты некачественного выполнения работ. Прошу устранить строительные недостатки.

Ответ: Инспекция осуществляет государственный строительный надзор при строительстве жилого дома с даты получения им в соответствии с ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – заключение о соответствии).

Проведение Инспекцией любых проверочных мероприятий на объектах капитального строительства после выдачи заключения о соответствии выходит за рамки осуществления государственного строительного надзора и противоречит действующему законодательству.

Отношения между застройщиком и участником долевого строительства регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.2 ст.7 указанного федерального закона в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

2) соразмерного уменьшения цены договора;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Согласно ч.5 ст.8 указанного федерального закона участник долевого строительства до подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие объекта долевого строительства требованиям, указанным в части 1 статьи 7 настоящего федерального закона, и отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства до исполнения застройщиком обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона».

Согласно ч. 6. ст. 7 указанного федерального закона участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд».

 

 

Вопрос: За нашим домом на пустыре началось строительство, спилили растущие там деревья и кустарники. Скажите,  законны ли действия строителей?

Ответ: Перед началом строительства проводятся инженерно-экологические изыскания, в рамках которых определяется виды и количество зеленых насаждений произрастающих на территории земельного участка отведенного под строительство. В дальнейшем разрабатывается проект, в котором предусматривается количество зеленых насаждений подлежащее сносу, а также компенсационные мероприятия по озеленению. Застройщик до начала работ обязан получить  разрешения на вырубку, кронирование и посадку деревьев и кустарников.

При соблюдении данной процедуры снос зеленых насаждения осуществляется без нарушений.

 

 

 

Последнее обновление: 26 декабря 2018, 11:25

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования